Что такое «функциональная грамотность»?

«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

А.А. Леонтьев

Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».

В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач.

Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.

Составляющие функциональной грамотности

1. Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

2. Естественно-научная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.

3. Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

4. Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.

5. Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

6. Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.

Информационно-статистическая справка по итогам проведения в ноябре-декабре 2023 года мониторинга по оценке уровня функциональной грамотности обучающихся 8-9 классов

Приказ №520 от 07.11.2023 "О проведении мониторинга уровня функциональной грамотности обучающихся в 2023 году"

Промежуточный отчет РИП ФГ МБОУ СОШ №2 пгт Ленино

Аналитическая справка по итогам проведения в ноябре 2022 года мониторинга по оценке уровня функциональной грамотности обучающихся 8-9 классов

План мероприятий («дорожная карта») по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся МБОУ СОШ №2 пгт Ленино на 2023/2024 учебный год

План мероприятий по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся МБОУ СОШ №2 пгт Ленино на 2021-2022 учебный год

Приказ Управления образования от 29.09.2021 №425 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных на территории муниципального образования Ленинский район Республики Крым, на 2021/2022 учебный год"

Приказ Управления образования Администрации Ленинского района Республики Крым №449 от 13.10.2021 "О внесении изменений в приказ Управления образования Администрации Лениского района Республики Крым от 29.09.2021 г №425"

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) представлен по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.

Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (7-9 классы)

Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности для учащихся и учителей

Приказ МБОУ СОШ №2 пгт Ленино №460 от 08.11.2021 "О проведении мониторинга уровня функциональной грамотности обучающихся"

Приказ МБОУ СОШ №2 пгт Ленино №494 от 26.11.2021 "Об итогах мониторинга уровня функциональной грамотности обучающихся"

Календарный план реализации проекта "Формирование функциональной грамотности как приоритетное направление развития образования Республики Крым" МБОУ СОШ №2 пгт Ленино

Положение о рабочей группе по обеспечению реализации проекта «Формирование функциональной грамотности как приоритетное направление развития образования Республики Крым» в МБОУ СОШ №2 пгт Ленино

Инновационная деятельность

Положение об инновационной деятельности в МБОУ СОШ №2 пгт Ленино

Приказ Минобразования Крыма №258 от 16.02.2022 "О присвоении статуса региональной инновационной площадки по объединению образовательных организаций, осуществляющих деятельность на территории Республики Крым в сфере образования"

Приказ Управления образования Администрации Ленинского района Республики Крым №42 от 25.01.22 "Об определении базовой общеобразовательной организации для реализации инновационного проекта "Формирование функциональной грамотности как приоритетное направление развития образования Республики Крым"

Выписка из протокола №1 заседания педагогического совета МБОУ СОШ №2 пгт Ленино

Заявка на реализацию инновационного проекта "Формирование функциональной грамотности как приоритетное направление развития образования Республики Крым" МБОУ СОШ №2 пгт Ленино

Заявление